Календарь занятости: |
Юлия Дмитрюкова экскурсовод по Москве |
+7 (926) 211-25-69 | |||||||
|
|||||||||
главная > статьи > Исчезнувшие вестибюли московского метро
(на самом деле, нет)
Исчезнувшие вестибюли московского метро (на самом деле, нет) опубликовано на Дзене 19 августа 2020 года. В 2020 году Московскому метрополитену исполнилось 85 лет. За это время он не только вырос в десятки раз, но и сильно изменился. Например, в центре города исчезло несколько наземных вестибюлей. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться… Метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии Станция «Павелецкая»-радиальная была открыта во время Великой Отечественной войны. И, конечно, было логично построить её вестибюль рядом с Павелецким вокзалом. Но сейчас оба выхода со станции находятся внутри зданий — с одной стороны внутри вокзала, с другой — в угловую часть здания Метрогипротранса на Садовом кольце. Панорама Павелецкой площади. С правой стороны, перед Садовым кольцом, во внутреннем углу здания института Метрогипротранс, можно разглядеть второй вестибюль метро «Павелецкая», построенный в 1953 году сразу для двух станций А первый вестибюль 1943 года, рядом с вокзалом, выглядел вот так: Наземный вестибюль станции метро «Павелецкая». Фото 1940-х годов. Источник: pastvu.com Куда же он делся? Найти его довольно просто. При выходе в здание вокзала поверните два раза налево и посмотрите перед собой. Что же мы видим? Наземный вестибюль станции метро «Павелецкая». Источник: Wikimedia Commons А это и есть тот самый, первый вестибюль — прямоугольной формы, облицованный красным гранитом. В Москве это единственный случай, когда внутри здания оказался его внешний фасад (заднюю часть всё же снесли). Он полностью встроен в здание Павелецкого вокзала, причем находится в его средней части. Необычно, правда?.. Дело в том, что Павелецкий вокзал первоначально был короче и занимал примерно две трети от нынешнего здания. Вот фото 1948 года: Павелецкий вокзал, 26 июня 1948 года. Автор: Э. Евзерихин. Источник: альбом «Москва в фотографиях. 1945–1950-е» В 1980-х годах годах вокзал удлинили в обе стороны, а заодно и встроили в него наземный вестибюль «Павелецкой»-радиальной. Метро «Октябрьская» Кольцевой линии Так же, как и в первом примере, выход из метро встроен в здание. Это новый корпус Московского института стали и сплавов (МИСиС), появившийся в 1990 году: Октябрьская площадь. Выход из метро «Октябрьская» кольцевой линии — с левой стороны нового корпуса МИСиС (правый корпус — гостиницу «Варшава» — снесли в 2022 году) А вот как выглядел наземный вестибюль «Октябрьской», открытый 1 января 1950 года: Станция метро «Октябрьская», 1950-е годы. Источник: pastvu.com Создается впечатление, что вестибюля больше нет. Но это не так. Попробуем посмотреть на это здание сзади: Во дворе нового здания МИСис на Октябрьской площади А вот фото сверху, на нем хорошо виден вестибюль: Октябрьская площадь. В центре — новое здание МИСиС в вестибюлем метро Таким образом, вестибюль цел и находится во дворе здания МИСиС. Жаль, что его внешняя красота теперь скрыта от наших глаз… Метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Это самый интересный пример. Когда мы выходим из метро в сторону Арбата и кинотеатра «Художественный», то будто бы попадаем в здание Генштаба Министерства Обороны — выход на улицу расположен с его боковой стороны: Выход из метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Неужели станция «Арбатская» не имеет наземного вестибюля? Куда же он делся? Давайте посмотрим на фото Арбатской площади 1980 года, сделанное с крыши ресторана «Прага»: Арбатская площадь. Фото 1980 г. Источник: pastvu.com Слева мы видим слева здание кинотеатра, справа — павильон «Арбатской» Филёвской линии. А за ним — тот самый второй вестибюль, с тремя арками. Вокруг него уже начаты земляные работы, подготавливающие строительство будущего Генштаба. Выход из метро был непосредственно на Арбатскую площадь, перед вестибюлем был установлен фонтан «Мальчик с дельфином»: Фонтан «Мальчик с дельфином» на Арбатской площади. Фото 1970-х годов. Источник: pastvu.com Раз сейчас вестибюля не видно, то может возникнуть ощущение, что он снесён. На самом деле, это не так. Давайте посмотрим на спутниковое фото здания Генштаба: Здание Генштаба сверху. В верхней части двора — вестибюль станции метро «Арбатская» Что же мы здесь видим? Большой внутренний двор, а внутри него — тот самый вестибюль! Действительно, его не снесли, а обнесли современным зданием. И когда мы поднимаемся вверх по эскалатору, то попадаем именно в него. Только вместо выхода на Арбатскую площадь мы видим кассовый зал, а новый выход сделан вправо, к Воздвиженке. Вернуться в список статей… |
|||||||||
© Дмитрюкова Юлия Геннадьевна (самозанятая), 2022–2024 Политика конфиденциальности |