главная > статьи > Исторический музей:
10 экспонатов, которые стоит увидеть
Исторический музей:
10 экспонатов, которые стоит увидеть
опубликовано на Дзене 1 июля 2020 года.
Ура-ура, друзья! Моё обучение в Историческом музее в качестве гида-переводчика успешно завершилось. Готовиться было непросто: объем материала невообразимый, и занятия по понятным причинам проводились онлайн. Но вся наша группа справилась, хотя не обошлось без бессонных ночей...
И теперь, по горячим следам, хочу поделиться с вами самыми интересными, на мой взгляд, экспонатами ГИМа. Мимо которых точно не стоит проходить.
Государственный Исторический музей. Главный фасад со стороны Красной площади
Но вначале — увертюра:
Государственный Исторический музей — не только самый крупный музей России. Он второй в мире после Британского музея по количеству хранящихся в нем артефактов — их более 5 миллионов (не считая 15 млн документов)! При этом, в главном здании на Красной площади, специально спроектированном для музея, экспонируются 24 тысячи предметов — то есть менее половины процента от всей коллекции. Но именно по ним можно лучше всего представить историю нашей страны — от эпохи Палеолита до правления Александра III, при котором и был основан музей.
Ну а теперь — мои ТОП-10 в Историческом музее:
- Дольмен «Колихо»
Домен «Колихо». Источник — ГИМ
Единственный в мире дольмен, хранящийся в музее. Найден в 2008 году в Краснодарском крае, в русле реки Колихо. Его возраст примерно 4000 лет. Грандиозное сооружение из каменных глыб, точно подогнанных друг к другу, примерно пять столетий служило «братской могилой»: внутри были найдены разновременные останки 72 человек, керамические черепки и фрагменты оружия. Несмотря на уверенность учёных в погребальной функции дольменов, они по-прежнему таят в себе много загадок.
Где: зал 4
- Галичский клад
Галичский клад. Источник — ГИМ
Находка, сделанная крестьянами Костромской губернии в 1830-е годы, — настоящий «джентльменский набор» шамана, жившего в бронзовом веке. Детали его костюма, интересные фигурки, напоминающие человека и животных, маска-личина и церемониальный кинжал — всё это складывается в языческую ризницу, необходимую для исполнения ритуалов и обрядов.
Где: зал 4, витрина 11
- Мраморный саркофаг
Общий вид 6-го зала, саркофаг в центре. Источник — ГИМ
Зал, посвящённый связям с древнегреческой культурой, напоминает по форме античный склеп: наверху можно увидеть ступенчатые своды и даже искусственные «трещины». А в центре установлен уникальный мраморный саркофаг, найденный на Таманском полуострове, на бывшей территории Боспорского царства. Вероятно, его изготовили в Малой Азии по заказу знатного местного жителя. Во время фашистской оккупации саркофаг планировали отправить в Германию, но не успели. Одна из сотрудниц ГИМа, рискуя жизнью, смогла вывезти ценнейший памятник в Москву. Его подъем после реставрации на второй этаж музея занял целых два месяца!
Где: зал 6
- Картина Генриха Семирадского «Похороны Руса»
Г. Семирадский (1843–1902). Похороны знатного Руса в Булгаре. Источник — Wikimedia Commons
Полотно, украшающее зал Древней Руси, поражает своим драматизмом. Языческий обряд похорон, изображённый Семирадским, имеет под собой конкретную документальную основу — «Записки» арабского автора X века Ахмеда Ибн-Фадлана, описавшего погребальный обряд в Булгаре на Волге. В центре картины большая деревянная ладья, на корме — умерший знатный воин-рус, у его ног девушка, которая последует за своим господином в загробный мир, за ней — старуха с кинжалом. Здесь же принесенные в жертву животные, воины-дружинники и плакальщицы. Лодка будет сожжена, и затем вокруг неё будет насыпан курган.
Где: зал 8
- Берестяная грамота мальчика Онфима
Берестяная грамота № 200. Азбука от А до К и автопортрет Онфима в образе трехпалого
всадника, поражающего такого же врага. Источник — ГИМ
О берестяных грамотах слышали все. Первые их экземпляры, найденные в середине XX века в заболоченной земле Великого Новгорода, произвели настоящую сенсацию. Выяснилось, что в XIII веке большинство населения города было грамотным, а дети в 6-7 лет (как и сейчас) обучались чтению и письму. Мальчик Онфим, вероятно, делал «домашнее задание»: начал писать буквы алфавита. Но потом ему это наскучило, и он занялся рисованием. Изобразил всадника на коне, поразившего врага, и рядом написал свое имя. Это один из самых древних детских рисунков, известных в настоящее время.
Где: зал 9, витрина 14
- Солеварня
Производственный комплекс соледобычи. Источник — ГИМ
Если в Европе каменную соль добывали в шахтах, то в России её получали путем выпаривания из подземных вод. Производство соли было очень трудоемким: надо было пробудить скважину глубиной 200 м и более, поднять насосом соленую воду и направить её по желобам к избе-варнице, где ее выпаривали на огромных сковородах. Труд на солеварне был настолько тяжёлым, что занимались им в основном каторжники. В музее можно увидеть детали русской солеварни XIX века, которая в целом повторяет комплексы для соледобычи XVI–XVII веков.
Где: зал 16
- Мономахов трон
Общий вид 18-го зала, в центре Мономахов трон. Источник — ГИМ
Один из красивейших экспонатов, реконструкция царского моленного места Ивана Грозного, созданного в 1551 году и находящегося в Успенском соборе Кремля. Но если на оригинале не сохранились цветные росписи, то здесь они представлены во всем их великолепии. Затейливый фигурный шатер, венчаемый двуглавым орлом, звёздное небо на его внутреннем своде, «ножки» в виде фантастических животных и 12 резных сюжетов на трех сторонах, рассказывающих о происхождении (легендарном) Шапки Мономаха. По тогдашней официальной версии, шапка была подарена византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Мономаху. Сейчас мы уже знаем, что Шапка попала на Русь из Золотой Орды, но для эпохи Грозного было важно показать преемственность от Византии и укрепить идею «Москва — третий Рим».
Где: зал 18
- Глобус фирмы Блау
Земной глобус. Мастерская Блау. Художник Йоганн Вингбонс. Амстердам, середина XVII в.
Источник — ГИМ
Голландская диковина, которая, тем не менее, прекрасно характеризует Петра Первого, по указу которого глобус был приобретён. Один из самых точных на конец XVII века, глобус выполнен из медных пластин, а все изображения на нем выполнены вручную. Стоил он, по тогдашним меркам, бешеных денег (примерно как 2–3 усадьбы), но русским переговорщикам удалось сбить цену в 9 раз. Купленный глобус был выставлен в Московском Кремле, а позже был передан в Навигацкую школу в Сухаревой башне. Недавно его качественно отреставрировали.
Где: зал 20
- Телефон Эрикссон (1900–1905 годы)
Телефонный аппарат. Шведско-Датско-Русское Телефонное
акционерное общество Л.М. Эрикссон и К°. Источник — ГИМ
«Прадедушка» современных мобильников, в котором микрофон и динамик впервые соединились в общей трубке (до этого они были раздельными). Диска с цифрами ещё нет: аппарат всего лишь соединял абонента с «барышней» на телефонной станции, а она уже связывала его с нужным номером. Телефон изготовлен в Петербурге: основатель компании, швед Ларс Магнус Эрикссон, наладил там в 1900 году производство и сам им руководил. Но главное — этот аппарат находился до революции в самом Историческом музее! По нему разговаривали сотрудники, в том числе один из создателей музея — историк Иван Забелин.
Где: зал 34, витрина 19
- Автомобиль Ленина
Персональный автомобиль В.И. Ленина Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost. Источник — ГИМ
Легендарный Rolls-Royce «Silver Ghost» был привезен из Великобритании в 1922 году и поступил в распоряжение вождя мирового пролетариата. Это была первая машина без оглушительного шума, некоторые её детали были покрыты серебром. Отсюда название серии — «Серебряное привидение». Для своего времени автомобиль был по-настоящему скоростной: развивал скорость более 100 км/ч.
Где: Половецкий дворик
Вернуться в список статей…
|